Незрячий видит больше
Благодаря таким людям, как Алена Митина, на Алтае теплом и заботой окружены слепые дети и взрослые. Лучший доброволец края обучает незрячих волонтеров работе с людьми с таким же диагнозом.
Благодаря таким людям, как Алена Митина, на Алтае теплом и заботой окружены слепые дети и взрослые. Лучший доброволец края обучает незрячих волонтеров работе с людьми с таким же диагнозом.
– У участников нашего проекта непростая судьба. Но не нужно их жалеть. Слепым и слабовидящим людям необходимо помогать реализовываться. По сути, они нужны только родителям. Ведь мамы и папы не вечны. Когда близких не станет, что ждет не приспособленного к жизни человека? Мы работаем для того, чтобы слепые жители Алтайского края стали полноценными членами общества, – уверена Алена Митина.

Всё началось с повести…

Героиня «АП» с детства неравнодушна к чужим проблемам. Она вспоминает:
– Еще в школе с одноклассниками готовили к открытию музей боевой славы и нам посоветовали прочесть «Повесть о красном орленке» Виктора Сидорова. Меня тогда вдохновил главный герой книги – партизанский разведчик Артем Карев, который боролся за справедливость. Он стал для меня отличным примером.
Митина родилась в семье танкиста и педагога. Несколько лет жила с родителями в Германии. Школьные годы провела в Рубцовске. За плечами учеба в двух алтайских вузах – классическом и педагогическом. Сейчас работает в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования, она доцент кафедры менеджмента и экономики в образовании. Также возглавляет автономную некоммерческую организацию «Центр проектных решений общественно-активных школ».

Человек может всё

Мы порой стесняемся заговорить с другими людьми, на улице предупредить прохожего, что шнурок развязался, в автобусе сказать соседу, что монета из кошелька выпала. Но Алена Александровна не боится обратиться к незнакомцам ради хорошего дела. Вообще, она мастерски организует людей, заряжает позитивом. Женщина считает, что, работая с незрячими, всегда нужно быть в хорошем настроении и уметь настроить человека на лучшее.

Раньше при виде ребенка, лишенного зрения, она едва могла сдерживать эмоции. Но один эпизод помог взглянуть на особенных детей по-другому.
– Однажды в коррекционной школе слепой мальчик сказал мне: «Нас не нужно жалеть, просто мы живем другой жизнью. И в ней есть место для радости». Я расплакалась, а он взял меня за руку и, опираясь на свои ощущения, проводил к нужному кабинету. История у этого мальчика непростая. Он перестал видеть после полученной травмы головы – упал с велосипеда. С тех пор прошло много лет, он уже взрослый, хорошо учится, занимается лыжами. И каждый день доказывает, что человек при желании может быть успешным.

Такие дети обретают уверенность в себе в том числе благодаря созданной на Алтае хорошей школе социализации слепых подростков. В регионе работают специальные детские сады, инклюзивные группы, ребята посещают библиотеку с богатым фондом, центры дополнительного образования. Но мир стремительно меняется, и созданная инфраструктура не всегда успевает идти в ногу со временем. Освоить новые технологии незрячие дети могут только с помощью родителей и педагогов.

– Цель нового проекта нашего центра «ПроЗрение: включение в движение ИТ-тимуровцев слепых, слабовидящих детей и взрослых» – повышение уровня мобильности особенных людей и успешное внедрение новых технологий в их обыденную жизнь, – продолжает собеседница. Набрана группа из семи человек. Занятия начались две недели назад. В режиме онлайн участники открывают для себя программу Siri, которая позволяет прослушивать книги, узнавать, который час, ориентироваться в пространстве. Организаторы проводят не только виртуальные, но и реальные встречи. Также будут организованы выезды в школы для слепых, что в Рубцовске и Бийске.

О проекте «ПроЗрение»

Митина рассказала членам жюри регионального этапа Всероссийского конкурса «Доброволец России» и взяла Гран-при состязания. Сейчас Алена Александровна и ее коллеги Людмила Михеенко, Константин Дашин, Елена Орешкова, завоевавшие призовые места, проходят отбор на федеральный этап престижного состязания. Он состоится 5 декабря в Москве в рамках Всероссийского форума добровольцев.

– Детей с особенностями в развитии ориентируем на работу массажистами, сборщиками мелких деталей. Во время занятий у них нет картинки перед глазами, ничего не отвлекает, люди сосредоточены на деле. Поверьте, видят и чувствуют они гораздо больше нас. Если мы запустим их внутреннюю добровольческую силу, то получим талантливых изобретателей, которые помогут совершить технологический прорыв в мире, – говорит Алена Митина.

В поддержке нуждаются и родители особенных детей. Мамы получают дополнительное образование, идут работать в школы для слепых, чтобы быть рядом с чадами. Вместе с организаторами приобретают технические приспособления, которые позволяют облегчить жизнь незрячего школьника. Кстати, Митина заметила новую тенденцию. Если раньше из семьи, где родился проблемный ребенок, чаще уходили отцы, то сейчас ситуация изменилась. В центр приходят многие папы, которые самостоятельно воспитывает незрячих детей.

Работы много

В 2018 году Центр проектных решений общественно-активных школ выиграл президентский грант на проект «Партнерство ИТ-тимуровцев: большая игра». В рамках «Электронной недели на Алтае – 2018» прошло несколько семинаров для IT-тимуровцев, создан обучающий курс для них. На осенних каникулах пять малых слетов организуют на базовых площадках проекта – в школах Косихинского, Тюменцевского, Павловского районов, а также в Бийске и Рубцовске.

Алена Митина со своей дружной командой работает еще в нескольких направлениях. Речь идет о «Школьных службах примирения», где осваиваются приемы восстановительного реагирования на конфликты с участием несовершеннолетних. В рамках «Открытой школы» коллеги из других регионов и стран обмениваются опытом развития инклюзивной образовательной среды, новых педагогических и социальных технологий.

Работая с людьми с ограниченными возможностями здоровья, важно понимать, какие методики используют иностранцы. Собеседница приводит в пример практику Израиля и Германии. Там особенного человека обязательно трудоустраивают, в его социализацию вкладывают деньги государство, община и близкие.

На вопрос: «Где берете силы на реализацию стольких идей?» – собеседница, не задумываясь, отвечает:
- У меня надежный тыл: супруг Александр, сыновья Даниил и Ярослав. Меня поддерживают мама и сестры. Благодарна своей дружной команде из Центра проектных решений общественно-активных школ: Ольге Полянских, Наталье Колпаковой, Антону Калужину, Елене Литвиновой, Наталье Касаткиной, Татьяне Калужиной, Анне Мартынюк, Марине Голощаповой, Надежде Горловой и многим другим. Кстати, мы вместе посещаем все мероприятия, связанные с добровольчеством.