«Переодеться» в героя
Вероятно, краевой гражданской акции «Страницы военного детства», реализованной на средства губернаторского гранта, суждена долгая жизнь. В 2017 году постановка некоммерческой организации «Театральный центр» «Война глазами детей» стала лауреатом Всероссийского фестиваля детского и молодежного творчества «Сила искусства» (Новосибирск), в 2018-м показ спектакля молодежной аудитории края в канун Дня Победы начался с краевой столицы.
Руководитель «Театрального центра» Анна Вахрамеева, которой принадлежит идея создания необычного спектакля, рассказала «АП», что создавался он в несколько этапов. Сначала школьники по всему краю собирали воспоминания бабушек и дедушек, потом на основе этих непростых сюжетов сценарист и режиссер Елена Анисимова – Тагильцева написала сценарий, а артисты театральной студии «Подросток» Краевого дворца молодежи воплотили его на сцене.
Одной из точек погружения в эпоху для них стал форум, на площадках которого представлялись смонтированные ролики с авторскими интервью, экспонировались плакаты с фото и историями героев, шли встречи с ветеранами. И был накрыт «праздничный стол» детей войны с картошкой, черным хлебом, кусочком сахара, салом, чаем, баранками.

Потрясение – первое ощущение от спектакля. Как, скажите на милость, современные подростки сыграли столь пронзительно и достоверно то, чего не видели, не испытали?! Откуда в нынешних детях это острое, до сердечной колики, восприятие горя, любви, страха, надежды… Одно дело – выучить по учебнику истории даты снятия блокады Ленинграда и освобождения оккупированных территорий нашей страны, совсем другое – прожить судьбу ребенка-блокадника или маленького очевидца расстрела карателями мирных жителей в зонах оккупации.
– Поначалу ребята были крайне далеки от осознания непростого даже для взрослых материала, – рассказывает Елена Тагильцева. – Они его читали, понимали умом, но чтобы сыграть – нужно прожить. Процесс был долгим. Мы полгода вникали в сценарий, ставили этюды, приближались к тому времени, в котором жили бабушки и дедушки.
В театре существует лишь один способ «переодеться» в героя эпохи – научиться состраданию, сочувствию, сопереживанию. Внешние атрибуты, костюм, реквизит лишь помощники. Личный интерес Тема войны – семейная для режиссера Тагильцевой, над спектаклем она работала как лицо крайне заинтересованное. Ее прадед, майор Петр Андреевич Логинов, участвовал в освобождении Крыма и Европы, дошел до Берлина, после войны был кадровым военным. Каждый ребенок, приходящий в «Подросток», заявляет о своем желании быть актером. Но далеко не всем современным детям, которые выросли на масс-культуре, ориентированной на «легкие» жанры и самопрезентацию актеров, доступно глубокое погружение в сложные исторические моменты, не все способны пропустить через себя войну – срабатывают естественные защитные механизмы. Елена подметила: тему воспринимают те подростки, чьи бабушки и дедушки были непосредственными ее участниками, на фронте, в тылу, зонах оккупации. Они, прошедшие весь путь от сбора информации до триумфального показа премьеры в Новосибирске, очень трепетно относятся к своему спектаклю. Коллектив потенциально готов и к поездкам по краю. В сценарий вошли материалы 50 исследовательских работ школьников Павловского, Косихинского, Советского, Новичихинского, Мамонтовского, Усть-Калманского, Калманского, Поспелихинского, Тюменцевского, Алейского, Первомайского, Курьинского, Тальменского районов, Барнаула, Рубцовска, Новоалтайска, Заринска, Москвы. Всего же участниками проекта стало 1600 человек.